Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Малый Толкай» с 2022 года работает как опорная площадка над темой: «Оказание адресной психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и детям-инвалидам».
Актуальность программы. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько разносторонним развитием личности, как педагога, так и обучающегося, ориентирующихся в современной системе ценностей, способных к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим образовательная деятельность должна быть направлена на оказание адресной психолого-педагогической помощи обучающимся ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) и детям-инвалидам. Кроме того, данная тема актуальна так же для родителей (законных представителей) детей ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями), детей-инвалидов, которые могут получить адресную профессиональную психолого-педагогическую консультацию. Поэтому программа включает разнообразие форм, методов, приемов, технологий в урочной и внеурочной деятельности педагогов школы, дополнительного образования и родителей (законных представителей).
Цель программы: «Выявление, обобщение, распространение инновационных педагогических практик в образовательной деятельности при организации адресной психолого-педагогической помощи обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и детям-инвалидам».
Задачи программы:
1.Ресурсное обеспечение нормативно-правовой базы для организации работы с обучающимися ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
2.Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию инклюзивных практик через обучающие семинары, мастер-классы, методические вебинары.
3.Совершенствовать необходимые специальные образовательные условия при организации адресной работы с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами.
4.Транслировать опыт работы психолого-педагогического консилиума в работе с обучающимися ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) и детьми-инвалидами.
5.Оказывать методическое и организационное содействия для разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) и детей-инвалидов.
- Поддерживать инклюзивную практику посредством ресурсного обеспечения: помощь в организации инновационной деятельности конкретных педагогов – учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения.
- Выявить проблемы, существующие в образовательном учреждении при организации адресной помощи обучающимся с ОВЗ.
- Изучать удовлетворенность граждан качеством услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи (проведение мониторинга).
Формы реализации программы.
1.Транслирование педагогического опыта работы по внедрению эффективных психолого-педагогических технологий с использованием специальных методов, приемов и средств обучения, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ в образовательных учреждениях.
- Организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями и педагогическим коллективом школы-интерната: консультирование, организация совместных мероприятий по обмену опытом.
- Публикации методического материала педагогов школы-интерната в сети Интернет.
4.Участие педагогов школы-интерната в научно-практических конференциях, семинарах, практикумах, круглых столах на различных уровнях.
Прогнозируемые результаты.
1.Рост уровня профессиональной грамотности педагогов в практической сфере работы с обучающимися ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями), детьми–инвалидами.
- Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и детей-инвалидов.
- Обеспечение непрерывности сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучений, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
- Совершенствование научно-методического потенциала педагогических работников и учебно-материальной базы школы-интерната.
5.Организовать комплексное адресное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и детей-инвалидов по индивидуальным образовательным маршрутам обучающихся.
6.Повышение качества услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи (удовлетворенность граждан – не менее 90%)
Система организации контроля реализации программы
Контроль реализации программы осуществляется специалистами отдела развития образования СВУ МОи НСО, ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». Ответственность за успешность реализации программы лежит на директоре ГБОУ с. Малый Толкай, заместителе директора по УВР и заместителе директора ВР.
Формы контроля:
-мониторинг, тестирование, анкетирование;
-собеседование с педагогами, обучающимися;
— посещение и взаимопосещение занятий;
— обследование условий, объектов, процесса и результатов образовательной и воспитательной деятельности;
— подготовка и заслушивание отчётов, сообщений на заседаниях педагогического совета, МО педагогов;
— участие в конкурсах, позволяющее проанализировать и оценить работу педагогических работников на основе их творческих разработок и лучших образцов передового опыта
Ресурсная база для реализации программы.
- Кадровое обеспечение
1.Укомплектованность школы кадрами (педагогами, педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, учителями-дефектологами, воспитателями, тьюторами) для реализации ФГОС УО.
2.Обеспечена система непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников.
- Информационное обеспечение:
Официальный сайт ГБОУ школы-интерната с.Малый Толкай в сети Интернет, веб-сайты педагогических работников, информационные стенды, публикации в средствах массовой информации.
3.Материально-техническое обеспечение ГБОУ позволяет реализовать программу по теме «Оказание адресной психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и детям-инвалидам».
Наличие специализированных кабинетов: кабинет «Монтессори», сенсорная комната эмоциональной разгрузки, кабинет психолога, логопедический кабинет, методический кабинет, мастерские по трудовому обучению (с/х труд, швейное дело, столярное дело, СБО), музей, библиотека, теплица, кабинет информатики, (комната для песочной терапии).
Оснащённость учебного процесса и оборудования:
Доля учебных помещений оснащённых современным учебным оборудованием- 60%. Обеспеченность методической литературой составляет 100%. По направлению опорной площадки имеются: методические и дидактические пособия, картотеки, мультимедийное и другое развивающие оборудование.
Расширение возможностей доступа пользователей к банку актуальный педагогической информации за счет организации доступа к сети Интернет организован через WiFi роутер и по локальной сети.